Аристотелевская космология

 Качества и элементы.

Система Птолемея, в свою очередь, базируется на Аристотелевой космологии. Главными постулатами Аристотеля, важными для нас, являются следующие:

  1. Весь космос представляет собой последовательность вложенных друг в друга небесных сфер. Земля (имеющая шарообразную форму) располагается в центре. Самая ближняя к Земле небесная сфера – сфера Луны. Каждая последующая сфера, по мере отдаления, соответствует всё более медленным планетам. Поэтому за сферой Луны идёт сфера Меркурия, затем сфера Венеры, затем – сферы Солнца, Марса, Юпитера и, наконец, сфера самой медленной из видимых планет, Сатурна. Восьмая сфера – сфера неподвижных звёзд (они тоже смещаются по Зодиаку вследствие прецессии, со скоростью около 1 градуса за 72 года). Наконец, последняя, девятая космическая сфера – сфера зодиакальных знаков. С теологической точки зрения, весь космос обнимает Перводвигатель, который считается самой внешней из всех сфер (десятой) и отождествляется с Богом.
  2. Перводвигатель – изначальный источник всех движений в космосе и первопричина всех процессов на Земле. Поэтому божественные влияния проходят на Землю посредством небесных тел, движущихся со всё большей скоростью, как бы разгоняющихся по мере удаления от Перводвигателя. То есть, небесные тела являются инструментом Божественной воли. Эта концепция позволила примирить Аристотелевскую космологию с религиозными воззрениями христиан и мусульман. Идея о нисхождении Божественного сквозь небесные сферы естественным образом привела античных и средневековых мыслителей к аналогии с движением от наиболее совершенного к менее совершенному, от вечного к изменчивому, от духовного к материальному. Потому небесные тела представлялись более высокой ступенью совершенства, нежели земные обитатели, и обычно (но не обязательно) считались вечными одушевлёнными существами.
  3. Аристотель использовал теорию четырёх первоэлементов, восходящую к Эмпедоклу, добавив к ним пятый элемент («квинтэссенцию» или «эфир»). Эфир, вечный и неизменный, наполняет надлунный мир (то есть, из него состоят все небесные сферы), поэтому все планеты вечно движутся по стабильным установленным орбитам. С другой стороны, подлунный мир изменчив и неустойчив, всё в подлунном мире пребывает в изменении, движется от возникновения к разрушению и последующему возникновению чего-то нового. Всё в подлунном мире состоит из четырёх элементов (огонь, земля, воздух, вода), которые соединяются и распадаются в разных сочетаниях. В общем, ничто не вечно под Луной. Однако земля, как самый инертный элемент, тяготеет к центру земного шара; вода, в основном, располагается над землёй, растекаясь по ней; воздух – над водой и землёй; наконец, огонь как самый стремящийся вверх элемент в целом тяготеет к самой верхней части подлунного мира, наиболее близкой к Солнцу. (Между прочим, Аристотель считал, что кометы – это образования в подлунном мире, возникающие из-за возгорания этого самого атмосферного огня.) «Сфера огня обращается движением луны, сфера же воздуха обращается медленнее, еще медленнее сфера воды, а сфера земли не обращается вовсе; она — неподвижный центр всех сфер мира, вокруг которого обращается всё прочее» (Роджер Бэкон. «Краткий трактат об астрологии»). Кстати, зная строение космоса согласно Аристотелю, становится понятно, почему старые авторы порой пишут о том, что планеты движутся не в знаках Зодиака, а под знаками. Также становится ясно, что не планеты влияют на знаки, а знаки – на планеты.
  4. Каждый из четырёх элементов обладает двумя качествами. Одно из качеств принадлежит смысловой оппозиции «тепло – холод», второе – смысловой оппозиции «сухость – влажность»:

Огонь – горячий и сухой,

Земля – сухая и холодная,

Воздух – горячий и влажный,

Вода – холодная и влажная.

Эти качества очень наглядны. Любой земной предмет, который мы можем пощупать, мы можем расположить на шкале «холодное – горячее» и на шкале «сухое – влажное».